Пятница
03.05.2024
23:24
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя истории Голдабёнковой Татьяны Викторовны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [61]
Рабочие программы [0]
Составлена на основе программ: «Российская и всеобщая история 5-9 классы» авторы Д.Д.Данилов и др . и в соответствии с основной образовательной программой школы. Разработчик программы: Голдабенкова Т.В., учитель истории.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Классный час на тему « Голос совести»
[ Скачать с сервера (61.5 Kb) ] 19.02.2014, 17:04

Классный час на тему « Голос совести»

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;  побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

 

Ход классного часа

1. Вопрос-тест.

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

 

– Страшнее родители, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.

– Лучше минута позора перед классом, чем родители.

– Если вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть

– Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой – лучше пусть вызывает родителей!

– Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова – позор.

– Только не родителей!

– А мне по барабану!

 

 2. Проблемная ситуация.

 Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

 

Просмотр кадра из фильма «Белый Бим-Черное  Ухо» (02.07.-02.17) Как вы думаете, почему мужчина вернулся за собакой? или Рассказ  «Осколки в сердце»

 

 «Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

 - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

 - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

 

 3. Интерактивная беседа.

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? 

 

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.)

 

 

 

4. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

 

Что же такое совесть, стыд. Каково значение этих слов?

 

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

 

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с  «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

 

Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

 

 «В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

 

Совесть без зубов загрызет.

От человека утаишь, от совести не утаишь

Правда как оса - лезет в глаза.

 

Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.                                    Толстой. Л.Н.

 

5. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: А вы поднимаете руки, если считает, что этого нужно стыдиться)

 

- Ты пожелал зла другому человеку

- физические недостатки;

- некрасивые поступки;

- поношенная, но аккуратная одежда;

- старомодная одежда;

- неряшливый вид;

- непрестижная работа родителей;

- твоё «простое» происхождение;

- невежество, необразованность, безграмотность.

- вульгарная внешность;

- грубое, бездушное отношение к людям

Классный руководитель. Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья –  совесть – так же хорошо помогала вам различать добро и зло.

 

6. Ситуации выбора. «Голос совести».

 

Классный руководитель.  Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести.  И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой.  По этому решению люди и будут судить о человеке.

 

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

 

А) Ситуация первая.

 

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние  пять тысяч рублей.  Как вы поступите? 

Дети высказываются по поводу ситуации

 

Б) Ситуация вторая.

 

Классный руководитель. Еще одна ситуация.  Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель  поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

 

      -  Я хочу познакомить вас с реальным случаем из нашей жизни. Послушайте их, а затем ответьте на вопрос: правильно ли поступили герои данной истории?

  …Восемь новеньких учебников географии лежали на столе.

       Ольга Петровна   сказала:

 - Распределите сами как хотите. Устраивайте снова лотерею или придумайте что-нибудь другое.

    Встала Нина Овчаренко, тряхнув золотистой чёлкой:

 - По-моему, эти книги надо раздать тем, кто прошлый раз получил меньше всего новых учебников. Вот Люба, она такая невезучая, у неё все учебники оказались старые, кроме английского, а их всем дали.

 - Ну и неправильно! – закричал с места Саша Пономарёв. – У Алёшки все новые, ему отец достал. И многим родители купили. Нет, не надо лотерею.

    Нарезали 39 полосок и на восьми написали «60 рублей» - цена книги. Ребята быстро расхватали бумажки – и вот выигравшие запрыгали, закричали, побежали к столу Ольги Петровны и быстро расхватали учебники.

    У стола стояла Лена Иванцова, она была копушей и на всех раздачах оказывалась последней. Она растерянно смотрела на стол, где уже не лежало ни одной географии, и молча протягивала классной руководительнице листок, на котором было написано «60 рублей».

     Ольга Петровна с недоумением наморщила лоб:

 - Ничего не понимаю. Ты что, действительно вытащила этот билет?

   Глаза Лены наполнились слезами.

 - Конечно, я самая первая вытащила, - еле слышно прошептала она.

 - Как же это получилось? Ребята, все, кто получил новые «Географии», подойдите ко мне! – попросила Ольга Петровна.

    Восемь человек окружили её стол, лена была девятой.

 - Вышло недоразуменее. Вероятно, вы случайно вместо восьми бумажек с выигрышем сделали девять. И Лене не хватило книги. Как нам теперь быть?

          - Нет, мы сделали ровно восемь, - уверенно заявил Саша.

             Гена Варыгин, самый маленький в классе и вечно рвущийся в драку, быстро выбежал из класса. В коридоре заливался звонок. Гена чувствовал себя необыкновенно ловким и смекалистым. И вдруг за его спиной Сергей Енютин пропел:

         - А я знаю, кто получил чужую «Географию». Да ты не боись, я никому не скажу, но не бесплатно, гони десятку.

        - Ты трюхнулся, где я возьму?

        - А я у тебя видел, новенькая такая десяточка.

           Гена вспомнил, что действительно мать утром дала 10 рублей на хлеб.

        - А что я матери скажу? – угрюмо спросил он Сергея.

        - А ты уж придумай, ты же у нас такой сообразительный. Вон как ловко к столу, и билет в кармане. А Ольга-то тебя в любимчиках держит.

           Гена, не глядя на Сергея, сунул руку в карман и достал деньги.

         - Другое дело, - дурашливо прогнусавил Сергей. Его нагловатые глаза с откровенной издёвкой смотрели на Гену. Снова прозвенел звонок. На уроке безнадёжные, путаные мысли мучили мальчика.

         «Проклятая «География», и зачем она мне понадобилась? Я же просто так схватил этот билет, просто Ольга Петровна отвернулась, а он лежит. Вот, думаю, здорово, сейчас получу учебник, и никто даже не узнает, как он мне достался. Да провались он. Что я, без учебника остался бы, что ли. А что, если я его выброшу? Не было никакой «Географии» - и всё тут!»

          Не будет учебника, и сразу всё исчезнет: переживания, гнусная ухмылка Сергея и омерзительное жжение от слова «вор». Гена ободрился, но вдруг вспомнил, что учительница видела у него новый учебник, и понял, что выхода нет. Новая мысль: так тебе и надо, запутался совсем, одно дело тянется за другим, как цепь тяжёлая тянет ко дну…Что же делать? Признаться? Отдать учебник Ленке, у неё глаза ещё на мокром месте?

          Прозвенел звонок, кто0то заглянул в класс и крикнул: «Варыгина в учительскую!»

          В комнате сидел угрюмый Сергей со своим отцом, который сердито посмотрел на Гену и спросил, кивнув на сына:

         - Зачем дал ему деньги? Полдня добивался, откуда деньги, а вот зачем он ему дал, так и не узнал.

         - Сейчас узнаем, - спокойно пообещала завуч и повернулась к Гене: - Так как было дело?

       А в коридоре шумела обычная школьная жизнь…

 

 

7. Интерактивная беседа. «Что делать с нахалами?»

 

Классный      руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете?

 

Примерные ответы детей:

 

– Хорошо жить, можно спать спокойно.

 

– Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

 

– Конечно, хорошо, нахальство – второе счастье.

 

– Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу – вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.

 

– Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут.

 

Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

 

Примерные ответы детей:

 

– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

– Нужно объявить бойкот.

– Не подавать руки, не здороваться.

– Нужно устроить общественный суд.

 

Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку  стыдно.

 

 - Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед выбором: дома, в стенах школы, в общественных местах, наедине с собой и т. п. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжёлую сумку в маминых руках или старушку, которая не может перейти дорогу.  Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым протиснуться к прилавку или в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котёнка. Можно прочитать чужое письмо, промолчать на собрании, анонимно отправить оскорбительную эсемеску. Можно не вступиться за товарища, спрятаться за чью-то спину, а можно в ущерб себе, поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идём на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность.

 

   Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям.

        Вот, например, в стихотворении современного поэта Юрия Корса есть такие строки:

 

               В метро, где немеют плечи,

               Где лиц багровеет медь,

               Насколько всё-таки легче

                Стоять, чем сидеть.

                Мерзко, болезненно-остро –

                Толкаться и отжимать.

                 Насколько всё-таки проще

                 Места не занимать…

 

 

9. Подведение итогов (рефлексия).

 

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудит ли этот разговор  вашу совесть?  Заставит ли задуматься о своих поступках?

 

– Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

 

– Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не пробудить.

 

– Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.

 

– В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не делать плохого.

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
Просмотров: 4161 | Загрузок: 139 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 TravelerCon  
0
Stunning website, Stick with very good job. I appreciate it! Take a look at also my own site!

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/antalia-belek почивка в турция с аквапарк

ptmis+

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz