Пояснительная записка
Программа
составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по
предмету «История», а также в соответствии с концепцией развивающей
Образовательной системы «Школа – 2100» и в соответствии с основной
образовательной программой школы.
Цели курса:
Развивать
умения по применению исторических знаний в жизни:
1 и 2 линии
развития.
Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину факты и
понятия средневековой истории в целостную картину развития России и
человечества в целом.
3 линия развития. Рассматривать
в развитии общественные процессы
становления и изменения средневековых обществ, выделять истоки современных
явлений в средневековых событиях и поступках людей средневековой эпохи.
4 линия
развития.
Учиться делать и объяснять нравственный выбор в ситуациях оценки событий и
явлений эпохи средних веков.
5 линия
развития.
Отмечать вклад каждой цивилизации в общечеловеческую культуру. Учиться делать и
объяснять культурный и гражданско-патриотический выбор в ситуациях оценки
событий и явлений эпохи Средних веков.
Задачи курса:
·
Формировать историческое мышление;
·
Дать представление об общем и особенном при характеристике
средневекового общества.
Учебно-методический
комплект:
Учебники
«Всеобщая история. История средних веков», авторы Д.Д. Данилов, А.В.Кузнецов,
Е.В. Сизова, С.М.Давыдова, Москва, Баласс, 2013.
«История России. С древнейших времён до
начала 16 века. 6 класс», авторы А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин,
, Москва, Баласс, 2013.
Данилов Д.Д., Давыдова С.М.Рабочая
тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Средних веков». 6-й класс.2013
Данилов Д.Д., Давыдова С.М.Рабочая
тетрадь к учебнику «История России». 6-й класс.2013
Методические
рекомендации для учителя» М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, С.М.Давыдова, Москва,
Баласс, 2013
Данилов Д.Д.,
Сизова Е.В.Проверочные и контрольные работы к учебникам «История России» и
«Всеобщая история», 6-й класс.2013
Место учебного предмета «История
древнего мира» в Базисном учебном (образовательном) плане:
Предмет
изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного
предмета в 6 классе в общем объеме 70 часов по 2 часа в неделю.
Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться
следующие методы и формы:
Рабочая программа предусматривает
индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся, работа в парах, будут применены такие
технологии, как, технология развивающего обучения, проектная технология.
Основными формами контроля знаний обучающихся станут: фронтальный опрос,
индивидуальный опрос, тестирование,проектная деятельность.
На каждом уроке используются презентации, мультимедийные учебники и
другие ресурсы. Преподавание основано на проблемно-диалогической технологии,
разработанной коллективом авторов под рук. Данилова Д.Д., изложенная в
«Российская и Всеобщая история. 6 класс. Методические рекомендации для учителя»
М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, С.М.Давыдова, Москва, Баласс, 2012
Данилов Д.Д.,
Сизова Е.В.Проверочные и контрольные работы к учебникам «История России» и
«Всеобщая история», 6-й класс
Основное содержание курса
Модуль
1. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций (16 часов).
Вводная
тема. Рубеж Древности и Средневековья.
Что такое Средние века, чем они
интересны современным людям? Античная цивилизация и мир варваров – различия
общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV–VI
века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский
мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад – крушение империи (410
г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль
Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение
империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание
средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке,
пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и
монашество.
Тема
1. Запад христианского мира. V–X века.
Восхождение жителей варварских
королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части
западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.):
восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение
верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский). Рождение
феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными
землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2)
внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной
Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные
феодалы), крестьяне и горожане. Политическая раздробленность после распада
империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной
раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов:
причины и последствия.
Тема
2. Восток христианского мира. V–XII века.
Расцвет Византийской империя как
наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие
(иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств
в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий,
славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и
католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей
христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную
цивилизации (основные отличия).
Тема
3. Пророки и завоеватели Востока. VII–XIII века
Арабские племена и возникновение ислама:
личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и
исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве).
Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия.
Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность
и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие
изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между
различными цивилизациями Средневековья. Крестовые походы: причины и последствия
для Востока и Европы. Первый поход 1096–1099 гг. Возникновение
духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в
эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций.
Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего
мира.
Обобщение
и контроль
Модуль
2. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций (16 ч.)
Тема
4. Особенности Католической Европы. X–XV века.
Экономическое развитие Западной Европы:
улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и
торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные
цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы),
борьба за самоуправление и появление городов-республик. Быт основных сословий.
Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян
за ограничение повинностей. Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы
и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и
борьба церкви с ними (инквизиция) (признак кризиса европейского средневекового
общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.
Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья:
простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление
экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И.Гутенберг);
смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор
Нотр-Дам).
Тема
5. Страны Католической Европы. XI–XV века.
Преодоление раздробленности в Англии и
во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия
вольностей» – 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война
(1337–1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны
д'Арк, крестьянские восстания («жакерия» и Уотта Тайлера) – признак кризиса
европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в
Англии и Франции. Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей
аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и
гуситские войны.
Тема
6. Судьбы средневековых цивилизаций.
Образование Османской империи и судьба
православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой
православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской
цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма,
буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой
дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства,
даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания
Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее
открытие в 1492 году.
Обобщение
и контроль
Модуль
3. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации. (17
ч.)
Тема
7. У истоков российской истории.
Что изучает история России? История
Россия – часть всемирной истории. Заселение территории нашей страны: древнейшие
люди (500 тыс. л.н.), охотники и собиратели Ледниковой эпохи (40–35 тыс. л.н.).
Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса,
степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы,
проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена
индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской
языковой группы. Первые очаги цивилизации на территории нашей страны:
города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие. Великое
переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень
цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский
каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России
христианства, ислама, иудаизма. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия,
общественный строй. Язычество.
Тема
8. Древнерусское государство. IX–XII века.
Переход восточных славян и их ближайших
соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и возникновение
городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев – центры древнерусской
государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания
варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.),
объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение управления.
Международные связи Руси (походы и договоры князей). Владимир I (980–1015):
личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход,
значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия.
Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира. Образование древнерусской
народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные
общинники, горожане: быт разных слоев населения. Расцвет Руси при Ярославе
Мудром (1019–1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие,
укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его
сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести)
государственными законами. Проблема начала распада Древнерусского государства
на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха
и Любечский съезд князей 1097 года. Вопрос о соотношении христианства и
язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии
(православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного
искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись
(иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).
Тема
9. Русские земли и княжества XII–XIII веков.
Государственная раздробленность Руси с
начала XII века: причины, черты, последствия. Выделение нескольких
культурно-политических центров: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная
Русь, Северо-Восточная Русь. Культурный подъем в XII – начале XIII века в
разных русских землях: рост городов, каменное зодчество, изобразительное
искусство, расцвет литературы («Слово о полку Игореве»). Владимиро-Суздальское
княжество и Новгородская вечевая республика: особенности хозяйства, управления
и культуры.
Обобщение
и контроль
Модуль
4. Российская история. Судьбы народов России в XIII–XV вв. (18 ч.)
Тема
10. Эпоха монгольского нашествия. XIII–XIV века.
Борьба против внешней агрессии в XIII
веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя
на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада
(причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240
г. и Ледовое побоище 1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские
ярлыки, уплата дани и т.д.). Золотая Орда: укрепление государства, принятие
ислама, культурный расцвет. Русь и Орда: торговое и культурное влияние.
Русь и Великое княжество Литовское:
объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение
древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов. Пик
раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский
труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов.
Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита
(1325–1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.
Роль церкви в общественной жизни Руси и
Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига.
Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение
Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского
народа. Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение
христианизации. Возрождение русской культуры в XIV–XV веках: памятники
литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана
Грека и Андрея Рублева (икона Троица).
Тема
11. Эпоха образования Российского государства. XV– начало XVI века.
Противостояние Руси и Орды: распри в
Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование
самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д. Иван III
(1462–1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение
золотоордынского ига: 1480 г. – стояние на реке Угре. Завершение объединения
русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478
г.), завершение процесса при Василии III. Вопрос о месте России среди
средневековых цивилизаций Востока и Запада. Становление органов власти и
государственных порядков Российского государства: Судебник 1497 года, власть
государя, Боярская дума, зарождение приказов, местничество, государево тягло,
роль православной церкви. Теория «Москва – третий Рим». Государственная
символика России (герб, Московский Кремль). Формы землевладения: вотчины и
поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне,
крестьяне и другие). Формирование культуры Российского государства: проблема
переплетения русских и византийских, европейских и восточных традиций.
Обобщение
и контроль
Резерв
(3 ч.)
Требования
к уровню подготовки учащихся:
Предметные результаты:
1-я
и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.
Определять и объяснять временные границы
средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять
этапы средневековой российской истории.
Различать в общемировой культуре крупные
цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся
до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная
цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная
цивилизация.
Относить разные средневековые народы и
государства существовавшие на территории современной России к различным
цивилизациям Средневековья.
Свободно использовать в своей письменной
и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной
жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в
государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество
и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и
т.д.
3-я
линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
Определять основные причины и следствия
перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации
в эпоху Средних веков.
Предлагать варианты мотивов поступков
как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир
Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных
общественных слоев и культур Средневековья.
Личностные
результаты:
4-я
линия развития. Нравственное самоопределение.
При оценке таких явлений, как набеги
викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска
Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные
ценности.
5-я
линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Давать и объяснять собственные оценки
действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей
родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской,
Иван III и т.д.).
Определять свое собственное отношение к
разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы,
крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и
русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты
терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в
современности.
Метапредметные
результаты:
- самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения;
- овладение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
·
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
·
создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- овладеть навыками смыслового чтения;
- организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Межпредметные
связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Окружающий мир, 3–4-й классы: общий
образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох.
Обществознание, 6-й класс: формирование единой
с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 6-й класс: общая с историей
ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения
человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России
и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.
Материально
техническое обеспечение:
Мультимедийные
пособия (видеофильмы):
Древняя Русь. Рюрик и Олег Вещий.
История средних веков. Ранее
средневековье.
История Государства Российского.
Царь Иван Грозный.
Слайд-альбомы:
Цивилизации
средневекового Запада (100 слайдов)
Наглядные средства обучения:
Интерактивные
карты по истории России (IX–XVII вв.)
Интерактивные наглядные
пособия(плакаты):
История
России 6 класс.CD диск
Техническая комплектация кабинета
истории:
Портативный компьютер учителя
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Нетбук для учащихся
Документ-камерa
Телевизор
Учебно-методический
комплект:
Учебники
«Всеобщая история. История средних веков», авторы Д.Д. Данилов, А.В.Кузнецов,
Е.В. Сизова, С.М.Давыдова, Москва, Баласс, 2013.
«История России. С древнейших времён до
начала 16 века. 6 класс», авторы А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин,
, Москва, Баласс, 2013.
Данилов Д.Д., Давыдова С.М.Рабочая
тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Средних веков». 6-й класс.2013.
Данилов Д.Д., Давыдова С.М.Рабочая
тетрадь к учебнику «История России». 6-й класс.2013.
Список литературы для внеклассного
чтения по истории для 6 класса:
Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы. — М.,
1992
Беловинский Л. В. С русским воином через века.
— М., 1992
Борисов Н. С. Русские полководцы XIII—XVI
вв. — М., 1993
Буганов В. И. Куликовская битва. — М.,
1984
Детская энциклопедия. Из истории
человеческого общества. — М., 1975. — Т. 8
Древняя русская летопись в переложении С.
М. Соловьева для детей. — М., 1996
Короткова М. В. Путешествие в историю
русского быта. — М., 1998
Леонтьева Г. А. и др. Ключи к тайнам
Клио. — М., 1994
Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. — М., 1980
Любимов Л. Искусство Древней Руси. — М.,
1996
Матюшин Г. Н. Археологический словарь. —
М., 1994
Миронова Т. Необычайное путешествие в
Древнюю Русь. — М., 199
Митяев А. В. Героические страницы истории
нашей Родины. IX—XVIII вв. — М., 1991
Обухова Л. А. Рассказы и чтения по
русской истории. — М., 1995
Откуда есть пошла русская земля. — М.,
1986. — Т. 1—2
Энциклопедический словарь юного историка.
— М., 1997
Ясин В. Л. Берестяная почта столетий. —
М., 1979
|