Пятница
03.05.2024
19:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя истории Голдабёнковой Татьяны Викторовны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [61]
Рабочие программы [0]
Составлена на основе программ: «Российская и всеобщая история 5-9 классы» авторы Д.Д.Данилов и др . и в соответствии с основной образовательной программой школы. Разработчик программы: Голдабенкова Т.В., учитель истории.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа и тематическое планирование «РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 6 КЛАСС
[ Скачать с сервера (36.5 Kb) ] 03.02.2014, 18:12


 Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету «История», а также в соответствии с концепцией развивающей Образовательной системы «Школа – 2100» и в соответствии с основной образовательной программой школы.

Цели курса:

Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:

1 и 2 линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину факты и понятия средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

3 линия развития. Рассматривать в развитии общественные  процессы становления и изменения средневековых обществ, выделять истоки современных явлений в средневековых событиях и поступках людей средневековой эпохи.

4 линия развития. Учиться делать и объяснять нравственный выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи средних веков.

5 линия развития. Отмечать вклад каждой цивилизации в общечеловеческую культуру. Учиться делать и объяснять культурный и гражданско-патриотический выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.

 

Задачи курса:

·         Формировать историческое мышление;

·         Дать представление об общем и особенном при характеристике средневекового общества.

 

Учебно-методический комплект:

 

Учебники «Всеобщая история. История средних веков», авторы Д.Д. Данилов, А.В.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.М.Давыдова, Москва, Баласс, 2013.

 «История России. С древнейших времён до начала 16 века. 6 класс», авторы А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин, , Москва, Баласс, 2013.

Данилов Д.Д., Давыдова С.М.Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Средних веков». 6-й класс.2013

Данилов Д.Д., Давыдова С.М.Рабочая тетрадь к учебнику «История России». 6-й класс.2013

Методические рекомендации для учителя» М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, С.М.Давыдова, Москва, Баласс, 2013

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.Проверочные и контрольные работы к учебникам «История России» и «Всеобщая история», 6-й класс.2013

 

Место учебного предмета «История древнего мира» в Базисном учебном (образовательном) плане:

Предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6  классе в общем объеме    70 часов по 2 часа в неделю.

 

 

Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться следующие методы и формы:

 

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся, работа в парах, будут применены такие технологии, как, технология развивающего обучения, проектная технология. Основными формами контроля знаний обучающихся станут: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование,проектная деятельность.

 На каждом уроке используются  презентации, мультимедийные учебники и другие  ресурсы. Преподавание основано на  проблемно-диалогической технологии, разработанной коллективом авторов под рук. Данилова Д.Д., изложенная в «Российская и Всеобщая история. 6 класс. Методические рекомендации для учителя» М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, С.М.Давыдова, Москва, Баласс, 2012

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.Проверочные и контрольные работы к учебникам «История России» и «Всеобщая история», 6-й класс

 

                                            Основное содержание курса

Модуль 1. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций (16 часов).

Вводная тема. Рубеж Древности и Средневековья.

Что такое Средние века, чем они интересны современным людям? Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV–VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад – крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.

Тема 1. Запад христианского мира. V–X века.

Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский). Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане. Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов: причины и последствия.

Тема 2. Восток христианского мира. V–XII века.

Расцвет Византийской империя как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).

Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII–XIII века

Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья. Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096–1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций. Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.

Обобщение и контроль

Модуль 2. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций (16 ч.)

Тема 4. Особенности Католической Европы. X–XV века.

Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик. Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей. Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними (инквизиция) (признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский. Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И.Гутенберг); смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).

Тема 5. Страны Католической Европы. XI–XV века.  

Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» – 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война (1337–1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д'Арк, крестьянские восстания («жакерия» и Уотта Тайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны.

Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций.  

Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 году.

Обобщение и контроль

Модуль 3. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации. (17 ч.)

Тема 7. У истоков российской истории.

Что изучает история России? История Россия – часть всемирной истории. Заселение территории нашей страны: древнейшие люди (500 тыс. л.н.), охотники и собиратели Ледниковой эпохи (40–35 тыс. л.н.). Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы. Первые очаги цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие. Великое переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России христианства, ислама, иудаизма. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.

Тема 8. Древнерусское государство. IX–XII века.

Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей). Владимир I (980–1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира. Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения. Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019–1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами. Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года. Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).

Тема 9. Русские земли и княжества XII–XIII веков.  

Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия. Выделение нескольких культурно-политических центров: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь, Северо-Восточная Русь. Культурный подъем в XII – начале XIII века в разных русских землях: рост городов, каменное зодчество, изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку Игореве»). Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская вечевая республика: особенности хозяйства, управления и культуры.

Обобщение и контроль

Модуль 4. Российская история. Судьбы народов России в XIII–XV вв. (18 ч.)

Тема 10. Эпоха монгольского нашествия. XIII–XIV века.

Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.). Золотая Орда: укрепление государства, принятие ислама, культурный расцвет. Русь и Орда: торговое и культурное влияние.

Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов. Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.

Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа. Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV–XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона Троица).

Тема 11. Эпоха образования Российского государства. XV– начало XVI века.

Противостояние Руси и Орды: распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д. Иван III (1462–1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. – стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III. Вопрос о месте России среди средневековых цивилизаций Востока и Запада. Становление органов власти и государственных порядков Российского государства: Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва – третий Рим». Государственная символика России (герб, Московский Кремль). Формы землевладения: вотчины и поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие). Формирование культуры Российского государства: проблема переплетения русских и византийских, европейских и восточных традиций.

Обобщение и контроль

Резерв (3 ч.)

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

 

Предметные результаты:

1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.

Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории.

Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.

Относить разные средневековые народы и государства существовавшие на территории современной России к различным цивилизациям Средневековья.

Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.

3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.

Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.

Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.

Личностные результаты:

 

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).

Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Метапредметные результаты:

 

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·         определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,     классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

·         создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • овладеть навыками смыслового чтения;
  • организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

Окружающий мир, 3–4-й классы: общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох.

 Обществознание, 6-й класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.

 Литература, 6-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.

Материально техническое обеспечение:

Мультимедийные пособия (видеофильмы):

Древняя Русь. Рюрик и Олег Вещий.

История средних веков. Ранее средневековье.

История Государства Российского.

Царь Иван Грозный.

Слайд-альбомы:

Цивилизации средневекового Запада (100 слайдов)

Наглядные средства обучения:

Интерактивные карты  по истории России (IX–XVII вв.)

Интерактивные наглядные пособия(плакаты):

История России 6 класс.CD диск

Техническая комплектация кабинета истории:

Портативный компьютер учителя

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Нетбук для учащихся              

Документ-камерa

Телевизор 

                  

Учебно-методический комплект:

 

Учебники «Всеобщая история. История средних веков», авторы Д.Д. Данилов, А.В.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.М.Давыдова, Москва, Баласс, 2013.

 «История России. С древнейших времён до начала 16 века. 6 класс», авторы А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин, , Москва, Баласс, 2013.

Данилов Д.Д., Давыдова С.М.Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Средних веков». 6-й класс.2013.

Данилов Д.Д., Давыдова С.М.Рабочая тетрадь к учебнику «История России». 6-й класс.2013.

 

Список литературы для внеклассного чтения по истории для 6 класса:

 

 

      Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы. — М., 1992

      Беловинский Л. В. С русским воином через века. — М., 1992

      Борисов Н. С. Русские полководцы XIII—XVI вв. — М., 1993

      Буганов В. И. Куликовская битва. — М., 1984

      Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. — М., 1975. — Т. 8

      Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. — М., 1996

      Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. — М., 1998

      Леонтьева Г. А. и др. Ключи к тайнам Клио. — М., 1994

      Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. — М., 1980

      Любимов Л. Искусство Древней Руси. — М., 1996

      Матюшин Г. Н. Археологический словарь. — М., 1994

      Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. — М., 199

      Митяев А. В. Героические страницы истории нашей Родины. IX—XVIII вв. — М., 1991

      Обухова Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. — М., 1995

      Откуда есть пошла русская земля. — М., 1986. — Т. 1—2

      Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1997

      Ясин В. Л. Берестяная почта столетий. — М., 1979

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
Просмотров: 2721 | Загрузок: 223 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz